20 ОКТЯБРЯ, СУББОТА 2006 года
19:00
КОНЦЕРТ-ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
100-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА ПОСВЯЩАЕТСЯ
Малый зал им. А. К. Глазунова
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Торжественная церемония вручения Саулюсу СОНДЕЦКИСУ
диплома Почетного профессора
Санкт-Петербургской консерватории
«ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:
ЧАЙКОВСКИЙ,
ПРОКОФЬЕВ,
ШОСТАКОВИЧ»
ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
«ВАЛЬС-СКЕРЦО»
для скрипки и оркестра, Op. 34 (1877)
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
СИМФОНИЯ № 1,
«Классическая», Op. 25 (1916–17)
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ (1906–1975)
ЦИКЛ РОМАНСОВ
на стихи японских поэтов, Op. 21 (1928–32)
КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ 1,
Op. 35 (1933)
Исполнители:
Сергей ДОГАДИН, скрипка.
Сергей НИКУЛЬШИН, тенор.
Игорь УРЬЯШ, фортепиано.
Оркестр Государственного Эрмитажа.
Художественный руководитель и дирижер —
Саулюс СОНДЕЦКИС ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ
Оглядываясь на годы занятий в классе Шостаковича, я все чаще ловлю
себя на мысли, что больше всего это было —
воспитанием — в широком смысле этого слова.
В этом отношении Шостакович был истинным
хранителем традиций русского музыкального
образования, традиций школы Римского-Корсакова. Деления на «низкие» и «высокие» жанры
он не признавал. И от нас он требовал, чтобы мы
пробовали себя в разных жанрах: «Композитор
должен уметь писать все».
Он мог быть очень разным: замкнутым и открытым. То из него, как говорится, «слова не вы
тянуть», а то он мог оживленно и увлекательно
говорить о чем-то, близком ему в этот момент,
довольно продолжительное время. Он бывал
нескрываемо ироничным и беспомощно-трогательным (например, когда снимал очки). Мы
видели его страдающим (от пустословия, лести, лицемерия или пошлости) и смеющимся от
души (как смеются дети).
От его фигуры всегда веяло силой. И дело не
только во внутренней силе (мы буквально чувствовали в его присутствии излучение волн какого-то мощного «силового поля»). И не только
в огромном мужестве, с которым он переносил свалившиеся на него
болезни, и как ни горько ему было сознавать, что жизнь подходит к
концу, никаких жалоб и сетований на судьбу с его стороны не было.
Быть может, лишь отголоски этой горечи в его последних сочинениях.
…Наивными представляются попытки трактовать так или иначе его
произведения, искать в них какой-то подтекст, противоположный тому,
что он высказывал сам. Если хочешь понять, каким он был человеком,
лучше всего вслушаться в его музыку еще и еще раз, вслушаться без
ложной предвзятости и предубежденности. И тогда он предстанет таким,
каким он был — человеком большой души, потрясающей искренности,
огромного ума и чистого сердца, непримиримым противником зла и насилия над личностью, горячим защитником человека и человечности...
Заслуженный деятель искусств России
профессор
Н. А. Мартынов
По материалам статьи «Уроки Шостаковича»
(Международный симпозиум,
посвященный Дмитрию Шостаковичу. Кельн. 1985)
Назад
|